Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.
Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп
Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.
Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.
Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.
В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.
Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.
Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.
В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.
Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.
Ребята всегда с энтузиазмом воспринимают сюжетно-ролевые игры. Тему пожарной безопасности затрагивают такие варианты, как «Семейный отдых на природе» (риск лесного пожара), проигрывание ситуации «Вызов по телефону 01 пожарной службы». При этом воспитатель распределяет роли, продумывает сюжет и подбирает необходимые атрибуты. В процессе такой увлекательной деятельности дошкольники хорошо запоминают, куда звонить при обнаружении пожара, что следует говорить, что делать, когда взрослых нет дома.
Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребёнок занимает активную позицию, «проживает» определённую ситуацию, что, конечно же, способствует усвоению знаний и умений.